24 сент. 2020 г.

Йом Кипур 2020



 

Йом Кипур

Йом Кипур - это день очищения, день искупления, судный день.

В десятый день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря, евреи всего мира отмечают Йом Кипур — День искупления, который называют еще Судным днем.

В 2020 году (7 месяца Тишрей) Йом Кипур начинается 27 сентября за несколько минут до захода солнца и продолжается сутки до выхода звезд вечером 28 сентября.

В иудейской традиции это самый важный из праздников, завершающий Десять дней покаяния, во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни отсчитываются от Рош Ашана (Рош ха-Шана) — еврейского Нового года.

Праздник напоминает о событиях, которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа в Синайской пустыне. Тогда евреи тяжко согрешили, создав золотого идола и поклонились  ему. Б-г разгневался, хотел истребить еврейский народ и создать новый от Моисея.

Но Моисей поднялся на гору Синай и молитвой упросил Б-га отменить приговор своему народу. В день Йом Кипура он вернулся, принес новые каменные Скрижали Завета (две каменные плиты, на которых были начертаны Десять заповедей) и радостную весть: "Простил Я по слову твоему!".

Пятикнижие называет Йом Кипур субботой суббот. День проводят в посте и молитве, целиком посвящая себя религиозной жизни.

В Йом Кипур евреи, забывая о земных делах, полностью посвящают себя искуплению и очищению от совершенных грехов. Чтобы прийти к Судному дню внутренне подготовленным, человек анализирует прошедший год, вспоминает свои прегрешения перед людьми и Б-гом.

Что же по этому поводу говорят Священные Писания?

В Левит 23 сказано

27 также в девятый [день] седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу;

28 никакого дела не делайте в день сей, ибо это день очищения, дабы очистить вас пред лицем Господа, Бога вашего;

29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего;

30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;

31 никакого дела не делайте: это постановление вечное в роды ваши, во всех жилищах ваших;

32 это для вас суббота покоя, и смиряйте души ваши, с вечера девятого [дня] месяца; от вечера до вечера празднуйте субботу вашу. (Лев.23:27-32)

 

--Таким образом, мы можем увидеть в Священных текстах, две основные цели Йом Кипура –  «очистить нас пред лицем Г-спода, Б-га нашего», и освободить нас от  власти греха и от всех последствий греховной жизни.

Это ясно видно в книге Левит 26 главе:

7 И возьмет двух козлов и поставит их пред лицем Господним у входа скинии собрания;

8 и бросит Аарон об обоих козлах жребии: один жребий для Господа, а другой жребий для отпущения;

9 и приведет Аарон козла, на которого вышел жребий для Господа, и принесет его в жертву за грех,

10 а козла, на которого вышел жребий для отпущения, поставит живого пред Господом, чтобы совершить над ним очищение и отослать его в пустыню для отпущения. (Лв.16:7-10 Синод.пер.)

-Козла, на которого выпадал жребий “для Г-спода”, убивали, и его кровь вносилась во Святилище. Таким образом происходило очищение святилища от грехов сынов Израилевых.

И заколет козла в жертву за грех за народ, и внесет кровь его за завесу… и очистит святилище от нечистот сынов Израилевых и от преступлений их, во всех грехах их” (Левит 16:15,16)

-Козла “для отпущения” ждала другая участь. Его не убивали, но над ним исповедовали все грехи общества и отсылали с назначенным человеком в непроходимую пустыню, где его неминуемо ожидала смерть.

... и понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую, и пустит он (назначенный человек) козла в пустыню” (Левит 16:22)

--Задача же дня очищения на Йом Кипур; - привести на поклонение народ Всевышнего как народ, приготовленный к чистой и святой (отделенной) жизни.

 Очищение и освящение народа.

Служение приготовления к дню  Йом - Кипура, а также само проведение служения очищения в Храме являлось, самым длинным и самым торжественным служением, в народе Израиля.

Традиционно считается , что в день Йом Кипура, каждый еврей, должен молиться в Синагоге вместе с общиной, а не дома в одиночку.

Человек, полностью отделяет себя от обычной жизни, чтобы предстать один на один с Б-гом.

Особое внимание нужно обратить на строгое наказание, за невыполнение установлений Всевышнего;

Первое на что нужно обратить внимание

29 а всякая душа, которая не смирит себя в этот день, истребится из народа своего; (Левит 23:29)

Заметим, что здесь говорится о еврее, который не смирил себя перед Б-гом.

 Второе то, что важно отметить

30 и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей, Я истреблю ту душу из народа ее;  (Лев.23:30)

Итак, еврей, который не отделился от повседневной жизни, и работал в день искупления, его ожидало истребление.

Что же такого важного и особенного несет в себе день искупления, чего никак - нельзя было пропускать избранному народу?

Ответ мы находим в Пятикнижии Моисея.

40 и храни постановления Его и заповеди Его, которые я заповедую тебе ныне, чтобы хорошо было тебе и сынам твоим после тебя, и чтобы ты много времени пробыл на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе навсегда. (Втор.4:40)

Итак, нужно было остановиться и в Б-жьем покое переосмыслить свою жизнь и отказаться от греховного поведения, которое делалось за прошедший год и принять от Всесильного прощение и очищение, чтобы продлились дни на земле, и чтобы можно было жить и наслаждаться этой жизнью в послушании у Г-спода, соблюдая Его Заповеди.

Важно отметить еще один важный момент, без осознания своей греховности, невозможно получить прощение от Г-спода.

Итак, один раз в год в день Йом Кипур первосвященник входил во святилище, чтобы очистить грехи Израиля. 

«За неделю до Иом-Кипура, первосвященник  сопровождаемый торжественным шествием иерусалимской знати, когенов и левитов , покидал свой дом и уединялся в одном из отделений Храма, где готовился к сложному богослужению. Сам, один на один с Г-сподом отправляя в Иом-Кипур всю храмовую службу, в то время как другие Коэны, совершали подсобные работы у жертвенника и при Храмовом служении.

Первосвященник пять раз менял одеяние (облачаясь в золотое для обычных, а в льняное белое — для особых жертвоприношений), каждый раз совершая ритуальное омовение.» (Краткая еврейская энциклопедия )

Когда наступало время утреннего жертвоприношения, двор перед храмом уже был заполнен людьми.

Глаза всех присутствующих были устремлены на служение первосвященника, все они стояли неподвижно в страхе и трепете, наблюдая за происходящим.

Все двенадцать часов служения, народ, молча и не двигаясь, стоял перед Б-гом, ожидая от Всесильного прощения и омовения грехов.

В этот день совершались особые жертвоприношения:

приносился в жертву бык, для очистительной жертвы и искупления первосвященника, и его семьи и когенов. Рассмотрим некоторые из них, как самые важные приношения; - овен во всесожжение, один козел за грехи народа , и козел отпущения.

Интересно, что два ритуальных приношений, таких как; козел за очищение народа, и козел отпущения, говорят нам об одном и том же Мессии Израиля Иешуа.  

Кровь убитого животного, свидетельствовала о прощении, а отведенный в пустыню другой козел, свидетельствовал о отпущении грехов. И это истинно и подтверждается Писаниями.

Если в первом случае Всевышний прощает нас и исцеляет нас изнутри, то второе священнодействие, говорит нам о том, что с помощью Г-спода, нам нужно применить усилия, чтобы освободиться от последствий и власти греха.

Видите ли, Всевышний, все за нас делать не будет;

16 Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него. (Лук.16:16) 

Считается, что в Йом Кипур прощаются грехи против Б-га.

Грехи же против людей, Йом Кипур не искупает, пока человек не примирится со всеми людьми, которых он обидел. По этому, еврейская традиция советует, начать покаяние, задолго до праздника. Если вы совершили проступок против человека, то нужно искренне, попросить у него прощения. Пострадавший тоже должен быть милостив, если раскаяние искренне. Но человек, не только должен просить прощения, но возместить весь причиненный ущерб, как моральный, так и материальный.

А вот как интерпретируется  слово «Отпущение» (Примечание) *1.

Слово: עֲזָאזֵל - Отпущение

Транслитерация: ‛ăzâ'zêl

Произношение: az-aw-zale'

В переводе: отпущение, снятие (грехов) Азазель

Интересная традиция на Йом Кипур описана в талмуде.

 "Козел для жертвоприношения и козел для отпущения отмечались красной лентой. Козлу для Г-спода червленица повязывалась на шею, а козлу отпущения - на рога. По традиции, часть красной ленты вывешивалась у ворот храма или прикреплялась к скале близ пропасти в пустыне, в которую низвергался козел отпущения.

По завершении священнодействий красная лента чудесным образом изменяла свой цвет на белый - в знамение последовавшего от Господа прощения в соответствии со словами пророка

18 Тогда придите - и рассудим, говорит Господь. Если будут грехи ваши, как багряное, - как снег убелю; если будут красны, как пурпур, - как волну убелю. (Ис.1:18)

(В Талмуде говорится, что когда лента становилась белой, люди радовались, когда она не изменяла свой цвет, они печалились.) (RoshHaShanah 31b, BabylonianTalmud,)

В Талмуде, трактате Йома сказано:

 "… зa сорок лет до разрушения Храма жребий (козлов) не выпал на правую сторону; красная лента не побелела; западный свет перестал пылать; двери святилища (ворота Храма) открылись сами по себе…" (Йома 39б)

"За сорок лет до разрушения Иерусалима Синедрион был изгнан (из Палаты Тёсаных Камней)  и расположился на месте, где производилась торговля. (Шаббат 15а) 

 Давайте посмотрим, что произошло за 40 лет до разрушения храма.

Храм был разрушен в 70 году нашей эры, еще говорится в 70 году от Рождества Мессии.

Что произошло приблизительно в 33 году н.э.?

1. Иешуа был распят.

2. Завеса была разорвана

3. Произошло сильное землетрясение.

Всевышний знал, что храмовая система жертвоприношений подходит к концу и приготовил нам вечную жертву через кровь не животных но Своего возлюбленного Сына.

Сегодня многие евреи этого не понимают и стараются не говорить о том, почему жертвы в храме прекратились, более того, вся система на которой основывается Тора, говорит нам о заместительной жертве.

22 Да и все почти по закону очищается кровью, и без пролития крови не бывает прощения.(Евр.9:22)

И все жертвы, начиная с пасхального агнца и заканчивая жертвами на Йом Кипур, говорят нам об этом.

Когда Первосвященник возлагал руки на козла отпущения и исповедовал свои грехи и грехи всего народа вслух, ни у одного благочестивого еврея не возникал вопрос, зачем это надо, и есть ли в этом смысл.

Все понимали, что кровь очищает душу – так говорит Тора.

11 потому что душа тела в крови, и Я назначил ее вам для жертвенника, чтобы очищать души ваши, ибо кровь сия душу очищает; (Лев.17:11)

Весь народ со страхом и трепетом ожидал, когда первосвященник войдет за завесу храма с кровью жертвенного животного и когда он выйдет.

Жизнь священника находилась в опасности, и весь народ ожидал приговора от Г-спода. Он мог умереть, если Г-сподь не примет жертву.

Какая радость наступала в народе, когда священник выходил живым из святого Святых, я думаю, что он сам был рад выйти оттуда живым.

Сегодня, к сожалению, разработана целая система, которая заменяет кровь искупления хорошими делами и исполнением заповедей, пример тому каппарот на Йом Кипур – как будто бы курица, способна забрать грехи народа.

Мы должны твердо понимать, что исполнение заповедей и традиций не отменяет повеление Торы о принесении жертвы за грехи человека.

И если нет крови искупления, то это означает, что уже более 2000 лет все умирают  в грехах без всякой надежды на искупление и прощения.

Но мы, как мессианские евреи имеем ответ и уверенность в том, что храмовые жертвы прекратились, потому что есть совершенная жертва за каждого из нас.

Жертва, которая удовлетворила Господа и искупила нас один раз и навсегда.

А вот как в пророческом откровении отображены цели искупления для народа Израиля и для всех остальных народов земли: (Ис.53:-В 4-5 текстах; - здесь явно видны эти две цели искупления, другими словами в книге Исаии, приоткрывается тайна Йом Кипура на будущее в Мессии Иешуа. Давайте же рассмотрим эти тексты:

4 Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.

5 Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. (Ис.53:4,5)

Здесь видно прощение, которое просматривается в тексте 5 в слове -исцелились, а так же в тексте 4 мы видим отпущение грехов, или точнее сказать, освобождение от власти и последствий греха в словах - . взял на Себя наши немощи и понес наши болезни.    

Итак, Йешуа Мессия - "Первосвященник будущих благ", однажды вошел в  "Святое - святых" и "приобрел вечное искупление".

12 и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление.

13 Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает оскверненных, дабы чисто было тело,

14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному! (Евр.9:12-14)

Какой великий дар от Б-га для нас, как сильно Он нас возлюбил!

Вся наша вера не слепая, но основывается на факте Его смерти и воскресения.

Многие даже верующие люди просто знают, но не осознают этого и поэтому проводят свою жизнь в печали и страхе смерти.

Но Он не только умер, Он воскрес!

Ты не должен думать, что твоя вера основывается на твоих мыслях или чувствах, просто потому, что так надо или потому, что так все верят.

Нет, наша вера основывается на историческом факте, который произошел в Иерусалиме 2000 лет тому назад.

Ты можешь пережить свободу от осуждения и перестать нести груз осуждения за свои грехи. На каком основании? Основанием нашей веры, есть вера в Иешуа Ха Машиаха.

Всем хорошей записи, до скорой встречи, дорогие хаверим!