Еврейская мессианская Пасхальная Агада
Еврейская мессианская Пасхальная Агада
для проводящего Пасхальный Седер
“Семь дней ешьте пресный хлеб;
с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть
квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды
Израиля.” Исход 12:15.
В дни перед Песах все, что содержит дрожжи, удаляется из дома, включая
все виды хлеба и пирогов.
Подготовка начинается с тщательной уборки, которая заканчивается
церемониальным поиском квасного, называемого бдикат хамец. Мы
также должны подготовить свои сердца к пасхальному седеру. Традиция
учит нас, что в каждом поколении мы должны считать себя лично освобожденными из
Египта. Когда мы подготавливаемся к этому переживанию личного избавления,
давайте удалим от себя закваску греха, спрятанную в наших сердцах. Проведение
пасхального седера, как правило, основывается на пасхальной Агаде. Агада,
значит «рассказ». История Песах пересказывалась тысячелетиями. Это история
чудесного перехода из рабства к свободе, из отчаяния к надежде, из тьмы к
свету. Величие этой истории сводится к величию Бога. Вечность этой истории,
объясняется, вечностью истины о вовлеченности Господа Бога в жизнь Его народа.
Также, как Бог заботился о сынах Израиля в прошлом, Он заботится о всех Своих
детях сегодня.
ПРАЗДНИЧНЫЙ СТОЛ И ВСЕ, ЧТО НА
НЕМ
Зроа –
Кусочек жареного мяса на косточке, символизирующий пасхального агнца.
Бейца
– крутое яйцо, несет в себе несколько символов:
§
оно
напоминает о разрушении Храма в 70 г. н. э.
§
оно
символизирует ожесточенное сердце фараона
§
оно
символизирует наше сердце, когда мы противимся Господу Богу.
Яйцо
опускают в соленую воду – символ слез проливаемых рабами и затем едят.
Марор
– Горькая зелень, символизирующая жизнь в рабстве, наполненную горечью.
Харосет – сладкая яблочная смесь, напоминает о глине, которую
наши предки использовали для изготовления кирпичей. не случайно это слово
перекликается с еврейским словом харсет — «глина».
Карпас
– огородная зелень. Это может быть сельдерей, картофель, свежая редька или
другой съедобный негорький овощ. Его едят, обмакнув в соленую воду. Делают
этого для того, чтобы подчеркнуть свою свободу, так как только свободные люди
могли себе позволить начинать трапезу с закусок.
Хазерет – Это тоже горечь. Все, что может использоваться
в качестве марора, годится для хазерета и
наоборот, так что они отличаются только названиями. Горечь хозерета призвана
напомнить нам о том, что только чудо может избавить нас от горькой жизни в
рабстве.
Соленая
вода – слезы рабства.
ЗАЖИГАНИЕ СВЕЧЕЙ
“Господь – свет мой и спасение мое: кого мне бояться?”
Псалом 27:1.
Зажигая
праздничные свечи, мы молимся о том, чтобы Дух Святой осветил наши сердца и
показал нам великое значение этого пасхального праздника для нас лично.
Женщина,
зажигая свечи:
БАРУХ
ATA АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ ХА-ОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БИДВАРО УНИШМО АНАХНУ МАДЛИКИМ
АНЕРОТ ШЕЛЬ ЙОМ ТОВ. [Благословен Ты, Господь Бог наш, Царь вселенной, Который
отделил нас словом Своим и во имя Которого мы зажигаем эти праздничные свечи].
Когда
свет праздника искупления зажигается рукой
женщины, мы вспоминаем нашего Искупителя, который
пришел в этот мир, как обещанное семя жены, как Свет этому миру.
ПЕРВАЯ ЧАША – КИДУШ
В течении Седера мы выпиваем четыре чаши вина:
§
Первая чаша, называется Кидуш или чаша освящения.
§
Вторая чаша, названа чашей избавления от казней.
§
Третья чаша, названа чашей искупления.
§
Четвертая чаша, названа чашей Халель.
Эти четыре чаши указывают на четыре обещания Господа
Бога. Они поименованы в книге Шемот6.6,7: Итак скажи сынам Израилевым: “Я Господь,
и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от
рабства их, и спасу вас мышцею простертою и судами
великими; и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы
узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас [из земли Египетской] из-под ига
Египетского”.
§
Я
выведу вас из под ига Египтян. . .
§
Я
избавлю вас от рабства их. . .
§
И
спасу вас мышцею простертою и судами великими. . .
§
Я
приму вас к Себе в народ и буду вам Богом…
Молитва:
Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, избравший нас из всех
народов, и освятивший нас Своими заповедями! Ты даровал нам, Г-сподь, Б-г наш,
с любовью дни радости, праздники и времена веселья; и этот день праздника
Мацот, этот святой праздничный день, день нашей свободы по любви Своей дал Ты
нам, – в память об исходе из Египта. Ибо нас избрал Ты и освятил среди всех
народов, и святые праздники Твои, с радостью и ликованием дал Ты нам в наследие.
Благословен Ты, Г-сподь, освящающий Израиль, и дни праздников! Благословен Ты,
Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, Который даровал нам жизнь, и поддерживал
ее в нас, и дал нам дожить до этого времени!
§
Выпиваем
первую чашу.
КАРПАС – ЗЕЛЕНЬ ПЕТРУШКИ
Пасха
– праздник, приходящий весной, когда земля оживает и зеленеет. Эта молодая
зелень, называемая карпас, представляет юную жизнь молодого народа,
созданную и поддерживаемую Всемогущим Богом. Но жизнь в Египте для сынов
Израиля была жизнью боли, страданий и слез, соленых, как эта вода. Давайте
возьмем веточку петрушки и окунем в соленую воду, и съедим ее, помня, что жизнь
иногда сопровождается слезами.
Молитва:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ ААДАМА. [Благословен Ты, Господь,
Бог наш, Царь вселенной, творящий плод земли].
§
Обмакиваем
карпас в соленую воду и съедаем его.
Бог
услышал наш плач и дал нам Искупителя – Мессию Йешуа, который ведет нас в
свободу и удаляет всякую слезу.
ЯХАЦ (разделить) – ПРЕЛОМЛЕНИЕ СРЕДНЕЙ МАЦЫ
Мы
преломляем среднюю из трех мацот, как это сделал Йешуа на последнем Своем
пасхальном Седере. Делая это, мы будем вспоминать, как Он и заповедовал нам,
вспоминать о теле Его за нас преданном на мучения. Среднюю из трех мацот
разделим на две неравные части. Меньшую оставим лежать между двумя другими
мацот, а большую завернем в салфетку и спрячем. Этот кусок предназначен для “
афикомана“ и должен быть съеден в конце трапезы.
Итак
мы спрячем среднюю преломленную мацу, а дети попытаются ее найти.
Этот хлеб называется МАЦА – опресноки. Евреи спешили при
выходе из Египта и не дали тесту подняться. Это тесто не имело закваски, его
еще называли алахман ания – хлеб бедных или хлеб печали. Маца – это хлеб
печали, который ели наши предки в земле египетской. С первого вечера Песах
начинается семидневный праздник, который называется праздник опресноков – Хаг
амацот. Во время этого праздника мы не едим ничего квасного, потому что
закваска – это символ греха. Небольшое количество закваски квасит все
тесто. Подобным образом и грех проникает во все сферы жизни человека и
воздействует на многих. Йешуа говорил о закваске фарисейской и саддукейской и о
необходимости очистить наши сердца от всякого греха. Апостол Шауль пишет
в своем послании коринфянам:
“Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак очистите старую
закваску, чтобы быть вам новым тестом, так как вы бесквасны, ибо Песах наш,
Мессия, заклан за нас.” 1 Коринфянам 5:6,7.
Это хлеб бедности, хлеб, который отцы наши ели в
Египте. Пусть все, кто голоден, придут и едят. Пусть все, кто в нужде, разделят
с нами надежду Песах. Здесь 3 мацот, и мы видим в этом прообраз уникального
триединства: Бог – Отец, Бог – Сын, Бог – Дух Святой. В средней из мацот,
которую мы будем преломлять, мы видим прообраз Йешуа. Посмотрите как
изранена маца. Это так похоже на тело Мессии:
“Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония
наши: наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились.” Исход
53:5.
Так же как этот средний хлеб бедствия преломляется, тело
Мессии было ломимо. Одна часть теперь стала афикомен – десерт. Пусть дети
закроют глаза и мы спрячем афикомен. Так же как этот афикомен, так и Мессия был
на время спрятан в гробницу. Но так же как афикомен вернется на наши столы,
чтобы завершить пасхальный Седер, так и безгрешный Мессия воскрес из мертвых,
чтобы вознестись на небеса. Преломиляем оставшуюся половину мацы и будем есть ее
вместе, этот пресный хлеб Песах. Йешуа сказал: “примите,
ядите: сие есть Тело Мое…” Матфея 26:26.
МАГИД – РАССКАЗЧИК
Рассказ
о Песах – это ответы на вопросы детей – чем эта ночь отличается от других
ночей?. Сын задает четыре одних и тех же вопроса о праздничной ночной трапезе. ; - чем эта ночь отличается от других ночей? .
Его вопросы говорят о его отношении к этому празднику. Отвечать на вопросы сыновей по поводу праздника Песах одновременно является и обязанностью и привилегией.
Его вопросы говорят о его отношении к этому празднику. Отвечать на вопросы сыновей по поводу праздника Песах одновременно является и обязанностью и привилегией.
Слово
«сын» употребляется в отношении к заповеди о пасхальном рассказе четыре раза:
§
В
первый раз в книге Исход 12:26 — “И когда
скажут вам сыновья ваши: Что это за служение у вас? — То скажите: Это
пасхальная жертва Г-споду”.
§
Во второй раз в книге Исход 13:8 — “И скажи сыну своему в тот день так: Это ради того,
что сделал со мною Г-сподь при выходе моем из Египта”.
§
В третий раз в книге Исход 13:14 — “И вот, когда спросит тебя в будущем сын твой, говоря: «Что
это?, то скажи ему: Силою руки вывел нас Г-сподь из Египта, из дома рабства”.
§
В четвертый раз в книге Второзаконие 16:20 – “Когда спросит тебя сын твой в будущем, говоря: что
это за откровения и уставы и законы, которые заповедал вам Господь, Бог ваш? То
скажи сыну твоему: рабами были мы у Паро в Египте, и вывел нас Господь из
Египта рукою крепкою…“
Ответ
должен быть назидателен для всех: вначале наши отцы служили другим богам и
поэтому оказались в рабстве, но теперь мы призваны служить Всевышнему, во всем
покоряясь Ему. Злодеи должны оставить свои злодеяния, а мудрые
утвердиться в своем уповании на Творца и повести за собой всех остальных в
вечное Царство Вечного Бога.
Здесь
каждый магид (рассказчик) говорит о Песах, то, что считает необходимым добавить
к сказанному.
БАРУХ
АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭ ПРИ АГАФЕН. [Благословен Ты, Господь,
Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод виноградной лозы].
§
Наливаем
вторую чашу и выпиваем ее.
БЛАГОСЛОВЕНИЕ МАЦЫ
Равви
Гамалиил, учитель равви Шауля, сказал, что в пасхальном рассказе нужно
обязательно упомянуть три вещи: пресный хлеб – маца, горькие травы – марор,
пасхальный Агнец – Песах.
Мы
поднимаем три мацот и благословляем Творца: БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ
МЕЛЕХ АОЛАМ АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН ААРЕЦ. [ Благословен Ты,
Господь, Бог наш, Царь вселенной, взращивающий хлеб из земли ].
БАРУХ
ATA АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АШЕР КИДШАНУ БЕМИЦВОТАВ ВЕЦИВАНУ АЛЬ АКЕЛАТ
МОЦА. [Благословен Ты, Г-сподь, Б-г наш, Владыка вселенной, освятивший нас
Своими заповедями и повелевший нам есть мацу!] Отламываем от верхней и средней
мацы куски и едим их.
МАРОР – ГОРЬКИЕ ТРАВЫ
Мы вкушаем горькие травы, чтобы напомнить себе о горечи,
которую испытали рабстве наши отцы. Повеление Господа гласит: “десятый день
сего месяца пусть возьмут себе каждый одного агнца по семействам, по агнцу на
семейство… Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола,
однолетний…И пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда
пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером. И пусть возьмут
от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где
будут есть его. Пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с
пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его…Ешьте же его так: пусть
будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи в руках ваших,
и ешьте его с поспешностью; это Песах Господа…И будет у вас кровь знамением на
домах, где вы находитесь, и увижу кровь, и пройду мимо вас, и не будет между
вами язвы губительной, когда буду поражать землю Египетскую.” (Исход
12.3,5-8,11,13).
С тех
пор, как Храм в Иерусалиме был разрушен, агнца не едят на Песах. И лишь косточка
напоминает нам о жертвенном агнце.
Молитва:
БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ
МЕЛЕХ АОЛАМ AШЕP КИДШАНУ БИДВАРО ВЕЦИВАНУ АЛ АХИЛАТ МАРОР.
[Благословен Ты, Господь, Бог
наш, Царь вселенной, отделивший
нас Своим Словом и заповедавший нам
есть горькие травы ]. Едим горькие травы.
КОРЕХ – МАРОР С ХАРОСЕТОМ НА МАЦЕ
“Пусть съедят мясо его в сию самую ночь,
испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими [травами] пусть съедят его.”
Исход 12:8.
Сыны Израиля трудились, строя города для фараона,
используя при этом кирпичи и глину. Нам напоминает об этом смесь, называемая
харосет, сделанная из мелко нарезанных яблок, орехов и вина. Мы
берем марор, кладем его между двумя кусочками нижней мацы и прежде чем съесть,
окунаем его в хоросет. Мы поступаем так, чтобы напомнить себе, что даже
самые горькие обстоятельства жизни могут стать сладкими, когда мы живем в
послушании Господу Богу.
ПАСХАЛЬНЫЙ УЖИН – ШУЛЬХАН ОРЕХ
“И да будет вам день сей памятен, и празднуйте в оный
праздник Господу…” Исход 12:14.
Бейца –
крутое сваренное яйцо. Это яйцо на Песах, не кушаем, потому что оно
символизирует собой, жестокое – каменное сердце фараона. Именно Всевышний,
Своими казнями, сокрушил сердце фараона, и он отпустил народ Всесильного из
египетского рабства.
Сам
факт присутствия на праздничном столе, вкрутую сваренного яйца, напоминает нам
о том, как важно не ожесточать свое сердце против воли Адоная и Его Заповедей.
АФИКОМЕН
После
того, как еда закончена, должен быть съеден афикомен – припрятанный кусок мацы.
Дети ищут и находят припрятанный кусок мацы, возвращают афикомен на стол и
каждый съедает кусок его, как десерт и после этого ничего не едят.
Но
сначала молитва: БАРУХ АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ АМОЦИ ЛЕХЕМ МИН
ААРЕЦ. [Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, взращивающий
хлеб из земли].
“Господь Йешуа в ту ночь, в которую предан был, взял
хлеб и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое,
за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и
сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только
будете пить, в Мое воспоминание. Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и
пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет.” 1
Коринфянам 11:23,24,26.
БРАХА – БЛАГОСЛОВЕНИЕ ПОСЛЕ ЕДЫ
Вместе
благословляем Господа Бога нашего: БАРУХ У У-ВАРУХ ШМО. [Благословен Он и
благословенно имя Его]
Благословен
Ты, Господь Бог наш, владыка вселенной, питающий весь мир по доброте Своей. По
милости, любви и милосердию Он дает пищу всему живому, ибо милость Его вечна.
Он – Господь Бог, который питает и насыщает всех, и творит добро каждом, и
заботится о пище для всех творений Своих, которые Он создал. Благословен Ты
Господь, питающий всех. Амен.
ЧАША ИСКУПЛЕНИЯ
“Я
спасу вас мышцею простертою…” Исход 6:6.
Наполняем
чашу в третий раз. Это чаша искупления, символизирующая кровь пасхального
Агнца. Это та самая чаша, с которой Мессия отождествил Себя, подняв третью чашу
на Своем последнем Седере: сия чаша есть новый завет в Моей Крови, которая за
вас проливается… Лук 22.20
БАРУХ
АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭЙ ПРИ
АГАФЕН. [Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод
виноградной лозы]. Амен.
§
пьем
чашу искупления
ЧАША ХВАЛЫ – АЛЛЕЛЬ
Йешуа не пил с учениками эту чашу, потому что готовился к
смерти для нашего искупления. Эта чаша называется чашей хвалы, а также чашей
царства, поэтому после третьей чаши Он сказал: “ибо сказываю вам, что не буду пить от плода
виноградного, доколе не придет Царствие Божие.” Луки 22:18.
После
смерти и воскресения Йешуа Царство Божие в нас стало реальностью, поэтому
мы можем пить эту чашу, хваля Господа за то, что Он для нас сделал.
БАРУХ
АТА АДОНАЙ ЭЛОЭЙНУ МЕЛЕХ АОЛАМ БОРЭЙ ПРИ
АГАФЕН. [Благословен Ты, Господь, Бог наш, Царь вселенной, сотворивший плод
виноградной лозы]. Амен.
§
Пьем
четвертую чашу – чашу хвалы – халель
Давайте
прославим славное Имя Его!
ЧАША ПРОРОКА ИЛИИ
“Вот, Я пошлю к вам Илию
пророка пред наступлением дня Господня великого
и страшного.” Малахия 4:5.
На
пасхальном столе стоит прибор и чаша для пророка Илии, который может
прийти на Седер. Эта чаша не входит в число чаш пасхального Седера.
Ведущий,
обращаясь к одному из старших детей, пойди, открой дверь, и посмотри, не пришел
ли Илия? Ребенок открывает дверь и если там никого нет, то взрослые восклицают,
ну ничего, значит, он придет на следующий Песах!
Мы
прощаемся и верим, что в следующем году мы отпразднуем Песах в Иерусалиме! В
следующем году в Иерусалиме!
ЛА-ШАНА А-БАА Б’ИРУШАЛАИМ!