ДОРОГИЕ
ДРУЗЬЯ
ПРИГЛАШАЕМ ВАС НА ПРАЗДНИК
Рош ха-Шана
В
праздничной программе: песни, танцы, молитвы, трубление в шофар, традиционные
угощения
Служение
будет проводиться:
В
воскресенье 9 сентября с 17.00
г.Николаев ул.Кузнечная
81 А
«Дом культуры УТОГ»
Еврейский
Новый год 2018: традиции празднования Рош ха-Шана.
Рош Ха-Шана
или Еврейский Новый год по лунному иудейскому календарю начинается
в первый день месяца тишрей, который обычно приходится на середину
сентября — начало октября по светскому календарю.
В 2018 году Рош
Ха-Шана начинается 9 сентября с заходом солнца и длится два
дня — по иудейскому летоисчислению праздник знаменует наступление
5779 года с момента сотворения мира.
Рош Ха-Шана (Рош
аШана, Рош хашана), который дословно в переводе с иврита означает
"голова года", один из наиболее важных иудейских праздников
и связан со многими символическими обрядами.
В Рош Ха-Шана,
по еврейской традиции, предопределяются судьбы и события всего
следующего года.
Время покаяния
Новый год —
один из важнейших еврейских праздников. Название Рош Ха-Шана впервые
упоминается в Мишне (устная Тора), в которой этот праздник называется
Йом Труа (напоминание о трубном звуке). Название Йом Труа связано
с особой заповедью, приписанной этому празднику: издать трубный звук.
В дни празднования
в синагогах обязательно несколько раз трубят в шофар (духовой
музыкальный инструмент из бараньего рога), вызывая верующих
на Божественный суд и призывая к переосмыслению своих поступков,
покаянию, доброте помыслов.
Само слово шофар
происходит от слов "исправление, улучшение". Традиция трубить
в шофан продолжается уже не первое столетие, а сам рог
обозначает овна, которого Авраам вместо своего сына Исаака принес в жертву
Богу.
Рош Ха-Шана
символизирует шестой день сотворения мира – в этот день Всевышний создал
прародителя человечества – Адама, который впоследствии нарушил запрет
и был изгнан из Рая. С тех пор Бог в этот день творит суд
над человечеством и определяет судьбы людей на следующий год.
Евреи верят,
в этот день на небесах решается — кто будет жить в достатке
или же в лишениях, а кому суждено умереть. И молитвенные службы,
которые обязательно проводятся в этот час, преисполненные покаяния
и восхваления, должны повлиять на решение Творца.
Поэтому
в месяц элул, предшествующий Новому году, верующий должен покаяться,
отчитаться в совершенных поступках, сказанных словах —
в синагогах читают "слихот" — особые покаянные молитвы,
и подготовиться к начинающемуся году. Но вера в то, что Господь
желает своим детям лишь добра, превращает Рош Ха-Шана в настоящий
праздник.
Рош Ха-Шана —
это время раскаяния и духовного возрождения, а также время принести
свои извинения или попросить прощения. Сразу после праздника начинается
десятидневный период, в течение которого можно исправить свой приговор. В
эти дни принято желать друг другу "хорошего приговора".
Завершается этот
период постом — Днем искупления, который называется Йом Кипур.
Судный день
Йом Кипур —
День искупления или Судный день, иудеи всего мира отмечают в десятый
день месяца тишрей, первого месяца еврейского календаря.
Праздник, который
в 2018 году выпадает на 19 сентября, напоминает о событиях,
которые произошли 33 века назад, во время пребывания еврейского народа
в Синайской пустыне.
Именно тогда евреи
тяжко согрешили — создав золотого идола и поклоняясь ему.
Разгневанный Бог хотел истребить еврейский народ и создать новый
от Моисея.
В еврейской
традиции это самый важный из праздников, завершающий десять дней покаяния,
во время которых решается судьба человека на год вперед. Эти дни
отсчитываются от Рош Ха-Шана — еврейского Нового года.
Традиции праздника
Новый год,
как и все другие еврейские праздники, начинается незадолго до захода
солнца. Праздник приходит в дом с момента, когда хозяйка зажигает
свечи.
Глава семьи совершает "кидуш" (еврейский обряд освящения,
производимый над бокалом вина), и все желают друг другу быть
вписанным в "Книгу жизни".
Затем приступают
к праздничной трапезе, на которой едят "симаним"
(знаки) — особый набор продуктов, каждый из которых символизирует
пожелание — просьбу к Всевышнему, цель которых — начать Новый
Год с добрых примет.
Завершается трапеза
благословением — благодарностью Господу за еду, за землю
Израиля, за город Иерусалим и за все хорошее, что ежедневно
от Него получают.
Особо торжественная
служба проводится в синагоге утром, в течение которой несколько раз
трубят в шофар, при этом все молящиеся должны вслушиваться в его
звуки. В шофар не дуют, если служба в честь Рош Ха-Шана выпадает
на Шаббат, поскольку игра на музыкальных инструментах попадает
в категорию запретной "работы".
В праздники, как и в субботу, в зал вносят свиток Торы
и по нему читают места, посвященные Рош Ха-Шана, а вслед
за этим — отрывок из Книг Пророков.
Оба дня Рош Ха-Шана евреи ходят
на службу в синагогу, слушают Слово Всевышнего и произносить молитвы. Люди приветствуют друг друга, говоря просто "Шана
Това" — "Хорошего вам года", или такой фразой, как
"Лешана това, тикатев ветехатем" — "Дай Бог, чтобы вы были
записаны на счастливый год в Книге жизни, и чтобы запись эта
была скреплена печатью!".
По традиции,
в праздник все дарят друг другу подарки, отправляют открытки
и посылки тем, кто живет далеко.
Праздничные блюда
В Рош Ха-Шана,
во время первой (вечерней) трапезы соблюдают ряд обычаев, символизирующих
желание удостоиться доброго Нового Года.
В начале трапезы
хлеб окунают в мед, а не в соль, как это делается
на праздничных и субботних трапезах в течение всего года. Затем
в мед окунают кусок яблока и произносят пожелание "сладкого
года". Это символизирует желание, чтобы наступающий год был сладким
и счастливым.
По традиции, во время трапезы многие едят баранью голову –
в память о ягненке, принесенном в жертву вместо Исаака,
или голову рыбы – чтобы в наступающем году "быть головой,
а не хвостом".
На праздничный стол
подают овощи и фрукты во всех видах — чтобы наступающий год был
урожайным. В том числе нарезанную кружками морковь, напоминающую по форме
и цвету монеты — символ достатка, поскольку в Рош Ха-Шана
определяется и благосостояние человека на весь будущий год.
Ни одно застолье
не обходится и без граната, вкушая зернышки которого люди говорят:
"Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната".
Есть и другие
обычаи — как правило, они основаны на созвучии названий кушаний
со словами, выражающими что-либо хорошее.
В этот день
на стол подается много блюд, символизирующих пожелание
"полного", счастливого года, так как любой человек хочет, чтобы
начинающийся год был для него хорошим и "сладким".