Иудейский Новый год - Рош ха-Шана (ивр. רֹאשׁ הַשָּׁנָה) -
празднуют в память о сотворении мира. В этот день провозглашается царство Бога
над всем миром.
По еврейскому календарю 5778-й Новый год отмечается в
первый день месяца тишрей, в этом году он выпал на 21 сентября. С этого дня
начинается отсчет нового года.
Начинается праздник 20 сентября вечером, так как в
иудейском календаре все дни начинаются не с утра и не с полуночи, а с вечера
накануне, с захода солнца.
Считается, что в этот день был создан первый
человек на Земле - Адам. И в тот же день он нарушил данный ему Богом
запрет, после чего был осужден и изгнан из Эдема.
Это был первый Рош ха-Шана, и тогда же свершился
первый суд над человеком. С тех пор ежегодно в этот день Всевышний творит суд
над человечеством. Согласно иудейской традиции, на небесах выносится решение:
кому - жить, а кому - умереть. И молитвенные служения в эти дни должны повлиять
на решение Творца.
Пребывая в молитве, верующие главным образом уделяют
внимание покаянию и анализу своих поступков - отдают самому себе и Создателю
духовный отчет за все свои поступки, слова и мысли за уходящий год. Он
принимает решения, как исправить недостатки и проступки, и как вернуться к
Богу.
С этого дня начинаются десять дней молитв и раскаяния,
которые называются "Дни Трепета" или "Десять дней
раскаяния", заканчивающиеся Йом-Кипуром (Судный день)
Теперь немного о традициях празднования иудейского
Нового года.
В первый вечер Рош ха-Шана принято приветствовать друг
друга пожеланием быть вписанным в "Книгу жизни", куда Всевышний
записывает имена праведных, которым суждено прожить следующий год.
"Он опять умилосердится над нами, изгладит
беззакония наши. Ты ввергнешь в пучину морскую все грехи наши". (Михея
7:19)
Эти слова пророка Михея легли в основу обряда, который
называется ташлих: после полудня (в первый день Рош ха-Шана или во второй, если
первый день приходится на субботу) евреи собираются возле реки, ручья,
источника или у моря и произносят этот стих, также как и другие библейские тексты
и покаянные гимны и молитвы.
Как говорится в Талмуде, в этот день все без
исключения люди проходят пред Творцом, "словно овцы перед пастухом, когда
тот пересчитывает свое стадо". Поступки каждого человека тщательно
анализируются, и ему выносится соответствующий приговор.
Поэтому Рош ха-Шана - это не праздник в обычном смысле
слова. Вкусные блюда и нарядные одежды выражают не веселье, а надежду на
милосердие Бога, который любит и жалеет Своих детей и желает, чтобы они были
оправданы на суде.
Очень важная традиция этого праздника - слушать, как
трубят в шофар, что символизирует коронацию Всевышнего как Владыки вселенной.
Это обязательно делают в каждой синагоге и в каждой еврейской общине.
Шофар - это особым образом, обработанный бараний рог.
Почему именно этот музыкальный инструмент используется
в праздновании? Для этого иудейская традиция просит обратить внимание на то,
как был сотворен человек.
"И сотворил Бог человека по образу Своему, по
образу Божию сотворил его" (Бытие 1:27)
"Бог создал человека из праха и вдунул в него
дыхание жизни, и стал человек душой живою" (Бытие 2:7)
То есть человек создан из праха и дыхания Бога, что
означает, что в нем есть и самое низкое, и самое высокое. У человека есть сила
подняться ввысь и стать подобным Богу - и сила пасть вниз.
При этом Бог дает свободу воли, так что человек
может творить и самые низкие, и самые возвышенные дела. Этот выбор встает
перед человеком постоянно - каждый день, каждый час. Этот постоянный нелегкий
выбор и символизирует звук шофара.
До того, как протрубят в шофар, не едят и не пьют.
Слушают звуки шофара стоя.
Что касается еды на Рош ха-Шана, то в эти дни принято
есть сладкое и не едят горького и соленого - это как бы пожелание того, чтобы
наступающий год стал добрым и сладким.
В канун первого дня праздника свечи зажигают за 18
минут до заката солнца, а в канун второго - вечером, когда выходят звезды. В
семье право внести в дом свет праздника отдается женщинам. Замужние зажигают по
две (или более) свечи, а незамужние - по одной.
В каждый из двух вечеров праздника и в каждый из двух
его дней устраивается праздничная трапеза, начинающаяся произнесением
благословения на хлеб. На этих застольях собирают всю семью, а также приглашают
гостей.
Как и во все праздники, каждая из трапез начинается с
кидуша - благословения праздника, произносимым над бокалом вина или
виноградного сока. Этот ритуал проводится дважды в день - в вечернее время и до
рассвета, а также днем после молитвы и до заката.
Все блюда вечерней трапезы символизируют изобилие,
которое ожидают в наступающем году.
На стол подается рыба - символ плодородия; голова
барана (или рыбы) - знак первенства, успеха и процветания; овощи и фрукты - в
надежде на обильный урожай; морковь - кружочками по форме и по цвету
напоминающими золотые монеты, круглая сладкая хала(специальный праздничный
хлеб) с изюмом - чтобы год принес здоровье и достаток; жирное мясо и различные
деликатесы.
В начале трапезы все съедают по куску халы, а затем
кусочек яблока, предварительно обмакнув его в мед - чтобы год был
"сладким" и счастливым.
В Рош ха-Шана принято также есть гранат, который полон
зернышками. При этом говорят: "Дай Бог, чтобы заслуги наши умножились,
словно зернышки граната".
Считается, что чем вкуснее будет новогодняя трапеза,
тем слаще пройдет наступающий год.
Ссылка на статью: http://podrobnosti.ua/2200097-evrejskij-novyj-god-2017-traditsii-prazdnovanija-rosh-ha-shana.html