То немногое, что нам в той или иной степени известно об этом
замечательном человеке, относится и к его образованию. Он был юристом и неплохо
ориентировался в древнееврейском, латинском и древнегреческом языках. Он
являлся основателем детской школы Талмуда и Торы в Одессе и был известен своими
статьями практически во всех еврейских религиозных печатных изданиях.
Путь к вере
В 1882 году известный во всей царской России горячий
приверженец ортодоксального иудаизма, обладатель сети продовольственных
магазинов, то есть достаточно богатый и пользующийся большим уважением своего
народа человек – Иосиф Рабинович, из-за участившихся погромов и по просьбе
своих друзей разузнать о возможностях эмиграции и наладить соответствующие
связи с другими еврейскими общинами, предпринял поездку в Святую Землю. После
своего возвращения Рабинович был уже совсем другим человеком. Вот что он сам
свидетельствует о себе: «Это произошло в тот момент, когда я стоял на Елеонской
горе. Князь жизни, Господь Иисус Христос, явил Себя мне в качестве
Божественного Мессии, и когда я спустился с горы, я чувствовал, что моя душа
возродилась к новой жизни, и я познал, что у меня есть живой Бог, живая Книга и
живой народ. С тех пор я глубоко убежден, что наш Бог — не Бог мертвых, но Бог
живых, ибо у него все живы».
Иосиф Рабинович не был первым уверовавшим в Иисуса евреем. Он не был также первым ортодоксальным евреем, который нашел своего Мессию. В его время существовало, как минимум, четыре известных миссии, посвятивших свое служение Израилю. Но все они были так или иначе христианскими миссиями, и их целью было призвать евреев к покаянию. Но это покаяние должно было привести их в христианскую церковь. И Рабинович стал первым евреем или, как минимум, одним из первых евреев, который «упорно отстаивал мысль, что у еврея, уверовавшего в Иисуса как Мессию, нет необходимости отказываться от своего национального самосознания. Эта новая мысль стала широко известна благодаря религиозным памфлетам и журнальным статьям, публиковавшимся как в России, так и на Западе».
Итак, новое (или, лучше, хорошо забытое старое) движение
Иосифа Рабиновича получило свое название — мессианское движение.
Краткая биография
Иосиф Давидович Рабинович родился 23 сентября 1837 года в
провинциальном городке Резена, в Бесарабии. Его предки с обеих сторон были
раввинами. После смерти матери он жил на попечении своего деда — хасидского
раввина и уже к шести годам мог прочитать Песнь Песней на иврите, а к семи
уверенно ориентировался в Талмуде. В шестнадцать лет он был обручен и по достижении
совершеннолетия женился.
Это очень живо свидетельствует о том, кем являлся Иосиф
Рабинович. Он был из среды тех самых евреев, которые из поколения в поколение
переживали гонения христиан. И воспитывался в духе антагонизма ко всему, что
называлось христианским. Христианские погромы происходили у него на глазах, и
он был живым свидетелем всех ужасов, творившихся от имени Иисуса Христа. Ведь и
его поездка в Израиль была вынужденной реакцией на погромы, во время которых
постоянно звучало имя Иисуса Христа, и упоминались злые евреи, которые Его
распяли. И именно его, Иосифа Рабиновича, избрал Господь. Можно долго говорить
о неком Йехиэле Цви Гершензоне, еврее, который после долгого поиска пришел к
вере в Иисуса и подарил Рабиновичу его первый Новый Завет. Можно говорить о
становлении Рабиновича как истинного учителя еврейского народа, которому он
посвятил всю свою жизнь. Но вот слова, сказанные им самим в 1888 году: «У меня
есть два пристрастия, которым я отдаю всего себя. Первое — это Господь Иисус
Христос, а второе — Израиль». На этом основании, я думаю, можно сказать, что
Иосиф Рабинович был одним из первых верующих евреев, который полностью посвятил
себя Богу и Израилю. И, наверное, именно поэтому он добился таких побед в
миссионерской деятельности среди своего народа.
В 1883 году Иосиф Рабинович пишет 13 тезисов в противовес 13
параграфам символа веры ортодоксального иудаизма, где шаг за шагом указывает на
единственный выход из всех еврейских проблем — веру в Йешуа Ѓа-Машиаха. Евреи,
которые привыкли видеть в Рабиновиче своего покровителя и наставника, зная, что
он выходец из известной раввинской семьи, слушали его с большим вниманием.
Необходимо подчеркнуть, что время жизни Рабиновича было временем, полным всех
возможных и невозможных революционных идей, затронувших все области жизни, в
том числе и иудаизм. Таким образом, движение Рабиновича сразу привлекло на свою
сторону множество последователей, так что 24 декабря 1884 года, по получении
разрешения властей, было зарегистрировано «Собрание Израильтян Нового Завета».
В этом же году в Кишиневе состоялась первая конференция, в которой приняли
участие христиане из многих стран мира. На ней был до конца проработан символ
веры новой мессианской общины, полностью одобренный христианской частью
онференции.
Итак, к началу 1885 года в Кишиневе, где проживало около 50
тыс. евреев, существовали, как минимум, одна синагога и 29 еврейских
молитвенных домов, образовалась первая мессианская община. В 1903 году там же
произошел известный погром, в котором погибли 49 евреев и более 500 получили
тяжелые ранения. В 1905 году погром повторился с исходом в 19 убитых и 56
раненых.
После всего случившегося христиане, помогавшие Рабиновичу,
на собственном опыте ощутили, как сложно рассказывать о распятии Христа людям,
которые сами были «распяты» христианами во время погромов.
Смелость Иосифа Рабиновича
Несмотря ни на что, служение Рабиновича продолжалось, и его
община росла как духовно, так и количественно. Помогавшие ему христиане
передавали Иосифу Рабиновичу весь свой опыт служения, что, однако, не всегда
соответствовало его точке зрения. Это отразилось в названиях его общины,
которая сначала называлась «Христианское движение Кишинева», затем «Верующие в
Христа евреи Кишинева» и «Движение Рабиновича». В результате выкристаллизовалось
то, что хотел сам Рабинович: «Бней Исраэль/Бней брит хадаша — Дети Израиля/Дети
Нового Завета». На русский язык это название было переведено как «Израильтяне
Нового Завета».
24 марта 1885 года Рабинович принял крещение в Берлине. Этот
шаг был для него очень непростым. При всем своем согласии с «Апостольским
Символом Веры» он написал персонально для себя на иврите церемонию проведения
твилы (крещения) и потребовал пунктуального соблюдения написанного. Именно к
этому времени в Молдавии начались первые выступления против Рабиновича. В
религиозной прессе, только недавно с удовольствием печатавшей статьи бывшего
ортодоксального еврея, теперь пестрела ложь, порочащая как имя Рабиновича, так
и все его движение. В конце концов, в одной из таких газет он прочитал свой
собственный некролог. К противникам Рабиновича, состоящим в основном из
ортодоксальных евреев, примкнули и всевозможные христианские теологи,
выискивающие в молодом движении какие-то несоответствия с Библией. К 1887 году
имя Иосифа Рабинович стало настолько известным, что в Кишинев то и дело
приезжали представители различных миссий для налаживания более тесных связей с
новым движением. Его стали приглашать в другие страны, где мессианское движение
находило признание у все большего числа христиан.
Любопытно выглядела и декорация помещения, в котором
проходили собрания. Посреди зала стоял своего рода алтарь, в левой части
которого лежал хорошо видимый из зала рукописный свиток Торы, над которым на
иврите было написано: «Конец Закона — Мессия» (Рим. 10:4). На фасаде здания на
иврите и на русском были начертаны слова из Деяний (2:36): «Итак твердо знай,
весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Мессией Сего Иисуса, Которого вы
распяли».
17 мая 1899 года Иосиф Рабинович умер в своем родном городе
от малярии. На его могильном камне выгравированы следующие слова, сохранившиеся
до сих пор: «Израильтянин, который веровал в Господа и Его Помазанника Иисуса
из Назарета, Царя Иудейского. Иосиф, сын Давида, Рабинович».
Через некоторое время началась первая мировая война, и
произошли другие события, сделавшие невозможным дальнейшее существование
мессианской общины. К моменту оккупации Бесарабии советскими войсками она и
вовсе прекратила свое существование.
Тем не менее, как сам Рабинович, так и его община исполнили
главное назначение своей миссии, — они первыми пробудили то огромное движение
среди еврейского народа, которое стало называться мессианским движением.
Кирилл Свидерский (www.beithesed.org)
Историческая справка: В 1925 году был создан Международный
Альянс Христиан-Евреев. Перед Второй Мировой Войной в этот альянс входило 12
альянсов из разных стран. Сэр Леон Левинсон был избран первым президентом этого
альянса. Он записал в 1927 году, что число еврейских верующих по всему миру
насчитывало около 97000, из которых в Австрии — 17000, в Польше — 35000, в
России — 60000, в Америке и Канаде более 30000 и Великобритании — 5000 человек.
(www.mjaa.org.au)